Уведомление о наличии иностранных документов
Порядок уведомления о наличии иностранных документов (гражданство, вид на жительство, иное)
11 июля 2023 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 5 января 2023 г. № 242-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» (далее – Закон).
Среди прочего Законом устанавливается:
обязанность граждан Республики Беларусь, имеющих на день вступления в силу Закона гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ иностранного государства, предоставляющий право на льготы и другие преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, проинформировать об этом органы внутренних дел или дипломатические представительства и консульские учреждения в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона (11 июля 2023 г.);
обязанность граждан Республики Беларусь, приобретших гражданство иностранного государства либо получивших вид на жительство или иной документ иностранного государства, предоставляющий право на льготы и другие преимущества, в течение трех месяцев со дня получения соответствующих документов проинформировать об этом органы внутренних дел или органы дипломатической службы;
право граждан Республики Беларусь в случае прекращения гражданства иностранного государства либо прекращения действия вида на жительство или иного документа иностранного государства, предоставляющего право на льготы и другие преимущества, проинформировать об этом органы внутренних дел или органы дипломатической службы.
Информирование о:
- приобретении иностранного гражданства – это предоставление документа о дате и (или) основаниях приобретения гражданства иностранного государства;
- о получении вида на жительство – это предоставление вида на жительство и иного документа, приравниваемого к нему, т.е. документа, предоставляющего гражданам право на проживание в иностранном государстве свыше 90 дней в году (в полугодии) и не являющийся визой;
- о получении иного документа, предоставляющего право на льготы и другие преимущества, – это предоставление документа, подтверждающего этническую принадлежность гражданина или его этническую самоидентификацию, предоставляющего в иностранном государстве права на льготы и преимущества в политической, религиозной или иных сферах, связанных с национальной принадлежностью (например, карта поляка).
Для реализации положений Закона о предоставлении сведений о наличии иностранных документов граждане Республики Беларусь уведомляют Посольство Республики Беларусь в США в следующем порядке:
1. Заявителем представляются:
- уведомление по форме установленного образца;
- копию иностранного документа (страницы, содержащие сведения о фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) гражданина, наименовании, серии (если таковая имеется), номере, дате выдачи, сроке действия, в том числе о дате и (или) основании приобретения гражданства иностранного государства) — сертификат о гражданстве, постоянный вид на жительство в Канаде, свидетельство о рождении в Канаде;
Паспорт гражданина Канады не содержит информации о дате приобретения гражданства Канады.
- паспорт гражданина Республики Беларусь (стр. 30-33).
В случае наличия у гражданина Беларуси нескольких иностранных документов информирование осуществляется по каждому из них.
Предоставление информации об иностранном документе в отношении несовершеннолетнего (совершеннолетнего подопечного) гражданина осуществляется его законным представителем (с документом, подтверждающим родство (свидетельство о рождении) и копий страниц 30-33 белорусского паспорта законного представителя).
2. Посольство после проверки и приема уведомления оформляет и выдает (направляет) заявителю извещение с подписью консульского должностного лица и учиненной гербовой печатью.
Информация об иностранном документе считается принятой с даты обращения в орган дипломатической службы и предоставления всех предусмотренных документов. В качестве подтверждения Посольством выдается заявителю извещение.
Способы подачи/направления уведомления:
- лично (по предварительной записи по T: +1 202 986 1606);
- по почте путем направлдения оригиналов документов (вместе с предоплаченным конвертом UPS либо FedEx с заполненным обратным адресом или предоплаченный Shipping Label с конвертом);
- посредством размещения сведений в личном кабинете единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы;
- посредством направления обращения через информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (воспользоваться сервисом можно после регистрации);
- по каналам электронной связи на адрес почтового ящика usa@mfa.gov.by.
В случае уведомления по каналам электронной почты в теме электронного обращения заявитель указывает «Уведомление о наличии иностранного документа (фамилия и инициалы гражданина)». Текст обращения составляется в произвольной форме. К обращению прикрепляется ранее упомянутый пакет документов в формате .pdf.
Обращаем внимание, что действие данного закона распространяется на всех граждан Республики Беларусь, в том числе оформивших выезд на постоянное проживание за пределами Республики Беларусь и состоящих на постоянном консульском учёте.